Дополнительные сведения
|
Подробная информация по территории бытования:
Изначальный ареал бытования росписи по дереву формируется в Сибирском Зауралье по реке Кармак, в поселениях Тюменского уезда Тобольской губернии/Тюменской области с конца Х1Х в. В последующие периоды география росписи распространилась мастерами на территорию Западной и Восточной Сибири. До 1919 г. местные мастера-красильщики, владеющие техникой росписи, проживали в г. Тюмени, д. Верховино, д. Рябова, д. Гилёво, с. Кармацкое, д. Мальцева, д. Зырянское, д. Мостовщиков, д. Брюханова, д. Кокшарово, д. Кармак, с. Успенское, с. Каменка Успенской волости Тюменского уезда.
Места бытования красильщиков
С 1919 по 1940 годы на территории Тюменской области мастера проживали в с. Успенка, с. Зырянка и г. Тюмень. С 2000-х и по сегодняшний день — в д. Насекина, Тюменский район, г. Тюмень, Тюменская область, Уральский Федеральный округ. |
|
Краткое описание объекта:
Тюменская (кармацкая) роспись по дереву является русской свободно-кистевой живописной, маховой росписью. Выполнялась масляными красками по дереву, с использованием приема двойного мазка. Роспись выполняли крестьяне, и это был «отхожий» промысел. Мастера расписывали интерьеры крестьянских домов и деревянную бытовую утварь. Ареал распространения промысла — от Урала до Алтая, от Берёзова до Семипалатинска. Мастеров знали как «кармаков», «кармацких петушников», «тюменских красильщиков». В 1910 году красильным делом занималось более 300 крестьян. Проживали красильщики недалеко от г. Тюмени. |
|
Принадлежность объекта (этнос и конфессия):
Русские православные, старообрядцы. |
Язык |
Русский язык. |
|
Тюменская (кармацкая) роспись по дереву — самобытное явление Сибири и Урала, была частью значительного общенационального явления, расцвет которого приходится на конец XIX — начало XX века.
Особенность тюменской (кармацкой) росписи по дереву — декорирование больших плоскостей. Расписывали стены, потолки, подполатные углы и т. д. Вместе с тем, расписывали и бытовую утварь (прялки, рубели, вальки, туеса, коромысла, посуда деревянная) и мебель (шкафы, колыбельки, сундуки), а также транспорт (сани, дуги).
«Мастера-красители», по диалектному, «кращельщики», подряжались красить у богатых «достаточных» мужиков дома, а заодно и «бабье дело — прястницы».
Были и артели, специализирующиеся на изготовлении предметов: дуги черные, лаковые с росписью в с. Сазоново, сани в д. Молчанова, мебель с росписью в с. Успенка.
В композиции изображали райские сады, многоярусные ветвистые древа жизни, гирлянды, венки.
Основные мотивы — обилие ярких, красочных розеток-цветов, листьев, бутонов, фруктов, встречаются и зооморфные элементы.
В исполнении прослеживаются простейшие элементы кистевой росписи: ягодка, шиповинка, запятая, капелька, тычок, листик.
Уникальность этой росписи заключается в использовании на кисти двух цветов красок. Двухцветный мазок позволял росписи быть живописной и маховой.
Мастера сами готовили масляные краски, используя местные минеральные и растительные пигменты.
По оценке Барадулина В.А., цветовая гамма красителей влияла на колорит. Применяя небольшое число красок, контрастный фон усиливал их звучание. Последующая разработка мотивов «разбелками», «оживками», «приписками» расширяла градации цвета, объединяя их в гармоничное целое.
Самые ранние интерьеры с тюменской росписью относятся к началу 1870-х годов. Вероятно, они существовали и в первой половине XIX века, так как в это время уже были в Сибири и на Урале жилища, которые топились «по-белому».
Самые ранние росписи отличаются простотой и незамысловатостью композиции, с крупными мотивами (круг, наугольники, древо жизни, портала-образное обрамление). Роспись располагается на значимых частях дома — окне, голбце, дверях, красном углу.
Манера исполнения ранних росписей грубоватая, «малярная». Мазки наносились пастозно, крупно, оставляли рельефную фактуру со следами щетины, по краю были выпуклыми.
В более поздних росписях стали появляться более сложные по композиции отдельные расписные панно. В таких работах уже чувствовалось влияние городского искусства конца XVIII — первой половины XIX века (цветочные гирлянды, круги на потолках, мотивы из трех цветов или плодов, «фактурные виды окраски.
Роспись приобрела характер скорописи, стала более разнообразной, у мастеров появились свои узнаваемые творческие почерки. Оформились классические приемы тюменской росписи. Благодаря тому, что мастера нередко оставляли свои автографы, можно определить принадлежность и индивидуальную манеру письма известных красильщиков: И.В. Белова (1892-1911), В.К. Рябкова (1892-1899), братьев Егора и Павла Мальцевых (1904-1910), Тихомирова Ф.М., Пятых П., Уткина В. М.
Работа мастеров росписи во многом зависела от вкусов населения, так как это всегда была работа на заказ. Роспись различалась в зависимости от района. Ее можно условно разделить на три типа. Роспись первого типа была более современной для того времени, она существовавшая в южном направлении около г. Кургана и отличалась желтыми тонами фона росписи. Роспись второго типа была характерна для восточных районов региона, там трудились «мастера тароватые». Стены отделывали белым и желтым. Для третьего типа росписи, распространенного на севере и западе, характерен красный оттенок фона. Интересно, что свои дома тюменские красильщики не расписывали, считали это «немодным», «деревенским». В более позднее время в тюменской росписи стали обязательными цветные или темные обводки, кантики голубой или зеленой краской по белому фону. Еще позднее стали декорировать стены по трафарету, рисунок наносили «по припороху».
Существовало несколько категорий квалификации тюменских красильщиков. «Первой руки мастер» выполнял все работы, не только цветочную роспись, но и умел декорировать стены «под мрамор», «под орех», «под дуб», «под ясень». «Второй руки мастер» был главным помощником первого мастера в домовой росписи, а «мастер третьей руки» грунтовал стены, потолки под роспись, красил дом снаружи, ворота, крыши. Были еще подмастерья.
Красильный промысел нередко передавался по наследству, о чем свидетельствуют династии красильщиков. К примеру, в деревне Верховино были династии мастеров Корчагиных, Уткиных, в д. Гилево — династия Пятых, в д. Кокшарово- династия Семашкиных.
Позволить себе роспись дома могли только зажиточные крестьяне. Это подтверждается наличием росписи только в пяти- стенных, трехкамерных и «круглых» домах. Роспись одной комнаты стоила пятнадцать-тридцать рублей, корова — пятнадцать — двадцать рублей, а пуд зерна — тридцать пять-сорок копеек.
Рост количества расписных домов в деревнях зависел от роста доходов населения, а доходы сельских жителей находились в прямой зависимости от урожая. Промысел тюменской росписи был отхожим, поэтому мастера-красильщики ехали на заработки в те районы, в которых урожай был хорошим.
Строительство Транссибирской магистрали подтолкнуло развитие расписного промысла. Магистраль проходит в сорока километрах от Тюмени недалеко от населенных пунктов, где проживали тюменские красильщики, таким образом пересекая крупный центр малярного отхожего промысла.
Железная дорога позволила промыслу распространиться дальше, в 1890-х годах появились росписи в домах бухтарминских старообрядцев в восточном Казахстане и среди богатых алтайских кержаков. В связи с этим, можно говорить о влиянии тюменского центра росписи на развитие искусства росписи в Западной и Восточной Сибири.
Мировосприятие тюменских красильщиков и крестьян, которым расписывали дома, накладывало отпечаток на формирование росписи. Символика, заложенная в тюменской росписи, несет в себе глубокий смысл: в основе ее семейное древо, где все элементы (бутоны — дети, цветы — родители, вазон, корни — предки) связаны друг с другом, и несут в себе архаические представления сибиряков о строении мира, о красоте, о благополучии семьи и дома.
На формирование тюменской росписи повлияло много факторов, среди них — приезд переселенцев в Сибирь из разных районов России. В результате произошёл культурный обмен, сформировавший живописный тип маховой росписи с двухцветным мазком. Такая роспись наиболее полно смогла выразить представление крестьян о гармоничном мироустройстве. Наполнение крестьянского жилища благопожелательными и охранительными элементами и образами, делали их мир радостным, уютным и безопасным.
Тюменская (кармацкая) роспись по дереву обладает своеобразием, которое позволяет определить её как вполне самостоятельную разновидность народной живописи, созданную на стыке городской и крестьянской культур. Это искусство зародилось в селениях бывшей Гилёво-Кармацкой и Успенской волостей Тюменского уезда Тобольской губернии. |
|
История выявления и фиксации:
Проследить развитие тюменской (кармацкой) росписи по дереву можно по упоминаниям в публикациях, сведениям в переписи населения, статистических данных.
Известно, что еще в начале XVIII в. в Тобольской губернии было всего несколько живописцев, которые вместе с приглашенными в 1713 году мастерами оформили губернаторский дом. Это говорит о том, что население было знакомо с настенной росписью.
А уже в 1871 году на Тюменской выставке был конкурс на лучшие расписные изделия, и местные мастера представили свои расписные «рукоделия». Были вручены похвальные листы за «качество работы» и «красоту отделки». Матвею Л. Хахалину за расписную дугу, Е. Л. Мальцеву — за декор чашки, К. М. Хахалину — за дугу ямщицкую.
В 1874 году в списке ремесел, составленном Тюменской управой, был отмечен красильный промысел. Отмечалось, что «производятся эти занятия не для продажи, а по найму местных жителей».
В 1884 году встречается упоминание о расписных тюменских сундуках с фантастическими цветами и плодами.
В 1887 году в сводке о ремесленниках Тобольской губернии показано, что в Тюмени было тридцать четыре маляра, а в уезде — тридцать пять.
Статистика найденных расписных домов и количество мастеров росписи говорит о расцвете этого промысла в конце XIX — начале XXвв. Так, по отчету за 1912 год в Тюмени было тридцать два маляра, а в сельских кармацких селениях в октябре 1910 года красильным делом занималось триста крестьян.
В настоящий момент биографии и места проживания мастеров тюменской росписи можно выявить по материалам Первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. В Тобольском губернском статистическом комитете приведены следующие сведения о мастерах, занимающихся росписью:
«… деревня Мальцева, Успенской волости, Тюменского уезда, Полицейский участок №1, Переписной участок №5, Счетный участок № 5, Лист. 105. (ГА в г. Тобольске. Ф.И-417.Оп.2. Д. № 3516)
Голенецких Иван Федоров. Проживает в собственном дворе. Во дворе одно жилое строение из соснового леса, крыто дранкой. Хозяин. 49 лет. Женат. Крестьянин из государственных. Родился, приписан и проживает здесь. Временно в отлучке. Православного вероисповедания. Родной язык русский. Не читает. Основное занятие земледелец, вспомогательное – малярное ремесло.»
В период от 1910-х гг. до 1950-х гг. упоминания о тюменской (кармацкой) росписи по дереву не встречаются, несмотря на исследовательские экспедиции на Урал и в Сибирь. Барадулин объяснил это тем, что исследователи не видели в бытовых расписных предметах произведений искусства, представляя себе их грубыми, лишенными художественной ценности.
Впервые народная живопись Урала и Сибири упоминается исследователем Е.Э. Бломквист в 1950-м году, она сравнивает сходство росписи в манере письма с северо-западной и нижегородской (городецкой) школой европейской России. Исследователь упоминает приемы оформления перегородок «под дерево», «под мрамор», «под кирпичную кладку», а также отмечает стремление украшать интерьеры домов, как правило, целиком: с потолком, заборкой, сенями.
Е.Э. Бломквист выделяет загадочный центр, выходцам из которого, так называемым тюменским мастерам, отводится ведущая роль в становлении местной народной росписи. В результате разбора характерных для украшения интерьера композиций в виде круга (круговая) благодаря анализу растительных мотивов, расчленению их на элементы, делается предположение о существовании тюменской школы народной росписи.
Но только благодаря Самойлову И.Д., коллекционеру, собирателю, исследователю народной росписи, НИИХП заинтересовался этим явлением и с 1960-1980 год было организовано 15 экспедиций на Урал, что дало возможность составить представление о росписях промышленного и сельского Урала и Сибири. Обнаружено более двухсот домов в ста сорока обследованных селениях, и найден центр, где бытовали (проживали) носители этого удивительного народного промысла.
В Тюменской области собраны коллекции предметов с росписью, которые хранятся в фондах музейного комплекса имени И.Я. Словцова. Имеется коллекция прялок в Исетском краеведческом музее, в Успенском краеведческом музее им. Г. Я. Сотникова, Ялуторовском музейном комплексе, в частном музее истории крестьянского быта в д. Насекина, во множестве других государственных и частных музеях Тюменской области, в частных коллекциях.
Выездные экспедиции, проходившие в Тюменской области в 1970-1990-х гг., не фиксировали настенные росписи в крестьянских домах. В настоящее время проводится работа по выявлению сохранившихся домов с росписью. За последнее время выявлены следующие дома с тюменской росписью:
— в 2019 г. в д. Калугина Слободо-Туринского района Свердловской области (дом с росписью);
— в 2020 г. в д. Антипина Нижнетавдиского района (дом с росписью);
— в 2021 г. в д. Кулакова Тюменского района в рамках экспедиции проекта «Голоса наших предков»-выявлены сведения о бытовании двух расписных домов, ныне утраченных;
— в 2021 г. в экспедиции «Голоса наших предков» в краеведческом музее с. Успенка найден инструмент мастеров росписи «краскотерка». |
|
Состояние и форма бытования:
На данный момент, крупная коллекция предметов с тюменской (кармацкой) росписи по дереву хранится в фондах Музейного комплекса имени И. Я. Словцова (прялки — около 200 штук, шкаф, наличники, сундук, колыбелька, туесок). Но самые выразительные образцы и целые интерьеры изб, расписанных тюменскими (кармацкими) красильщиками, представлены в фондах и экспозициях Нижне-Синячихинского государственного музея-заповедника деревянного зодчества и народного искусства.
С 2002 года идет возрождение тюменской росписи, проводятся исследования и экспедиции, в 2006 году издано методическое пособие «Тюменская роспись» (авторы — Барадулин В.А. и Быкова В.И.).
В 2019 году открыт частный музей истории крестьянского быта в д. Насекина Тюменской области под руководством Нестеровой И.А., где работает постоянно действующая выставка «Тюменский цвяточек». Здесь проводятся творческие мастер-классы по обучению технике тюменской (кармацкой) домовой росписи по дереву, экскурсии по истории развития красильного промысла.
В настоящее время создаются ремесленные изделия с тюменской росписью мастерами в г. Тюмени: Быкова В. И., Отраднова О. А., Сафронова Н. И., Афаунова Т. А, Еремеева Н. В., Маркина Т. В., Протопопова О. Р., Нурова Р. М. и др. Существует в Тюмени Мастерская «Артель тюменских красильщиков» под руководством Нестеровой И.А. и мастерская-музей Быковой В. И. Мастера принимают активное участие в выставках и конкурсах, разрабатывают сувенирную продукцию с тюменской (кармацкой) росписью по дереву. |
|
Исключительность/ценность:
Тюменская (кармацкая) роспись по дереву масляными красками, выполненная особой техникой двухцветного мазка с белильной разживкой, найденная в Сибири, на Урале и сопредельных территориях, относится к локальной ветви урало-сибирских росписей живописного типа. В.А. Барадулин, изучив росписи Тюменских (кармацких) красильщиков в интерьерах крестьянских домов, сделал вывод, что она отличается от других росписей (костромской и вятской) заполнением больших пространств. Одной композицией могли украсить целую стену, потолок или простенок. Например, изображение «древо жизни», «венок», «гирлянда», архаичные сюжеты. Создание огромных, во всю стену, живописных панно, изображающих райский сад, характеризует тюменскую роспись.
Тюменскую (кармацкую) роспись по дереву отличают также яркие, насыщенные, но вместе с тем природные цвета, сочетающиеся гармонично, создающие особую атмосферу в жилище крестьянина.
Все элементы росписи носили «охранительную» и «благожелательную» функции и были в тесной связи с представлениями крестьянина о мироустройстве, гармонии.
Школа тюменской росписи, возникшая в Сибири, воспитывала целые династии красильщиков с особенной манерой письма (колорит, мотивы, типы композиций). |
|
Исторические сведения
По данным разных исторических источников, после секуляризации церковных земель в 1764 году иконописцы разъехались по сибирским городам, распространяя свое мастерство. В XVII в. были волны переселенцев из Архангельской области, которые привезли технику двухцветного мазка, а в XVIII в. крестьяне с Поволжья и с Украины принесли общие формы элементов и многоцветный колорит.
Деревни, в которых позднее распространилось красильное дело (Гилева, Кокшарово, Мальцево, расположенные по речке Кармак (кармацкие),- возникли на первых этапах освоения Сибири. В 1720-е годы они известны как одно- и двух-дворные деревни служилых и посадских людей. В первой четверти XVIII века появилось село Скородумское, а в 1780 году упоминаются села Верховино, Рябово, Кармацкое.
Таким образом, отхожий красильный промысел существовал в Тюменском уезде более 300 лет, а его расцвет пришелся на конец XIX — начало XX века. Красильщики – так называли мастеров, которые работали в такой технике, – проживали недалеко от Тюмени, на реке Кармак, потому их называли тюменскими, либо «кармацкими». По данным сводки о ремесленниках Тобольской губернии за 1887 год, в Тюмени насчитывалось 34 маляра, в Тюменском уезде – 35. Но уже в 1910 г., согласно статистике, более 300 красильщиков из уезда отправлялись на заработки расписывать дома в разных районах.
В Сибири и на Урале запомнили и донесли до нашего времени само название проезжих народных живописцев — «Тюменские красильщики», а на ближайших территориях «Кармацкие петушники». Сотни кармацких (тюменских) мастеров расписали тысячи сельских домов в Сибири и Зауралье в 1870 — 1930-е годы. |
|
Социологический аспект
Тюменская (кармацкая) роспись по дереву старожилов Тюменского уезда является элементом народной культуры, исторически сформировавшейся и несущей в себе архаические представления сибиряков о строении мира, о красоте, о благополучии семьи и дома.
Эта роспись самобытна и уникальна. Она по праву является частью локальной идентичности Тюменской области. Символика, заложенная в тюменской росписи, несет в себе глубокий смысл: в основе ее семейное древо, где все элементы (дети, родители и предки) связаны друг с другом.
Изучение и сохранение тюменской (кармацкой) росписи по дереву — культурного наследия нашего края -способствует укреплению личности человека, формированию его неразрывных связей с малой Родиной, семьей, духовных, нравственных ценностей. |
|
Лингвистический аспект объекта
Носителями объекта как этнос являются русскоязычное население, непосредственным языком выражения объекта является художественное ремесло. |
|
Способ фиксации объекта
Фотографирование, видеосъёмки, опрос, наблюдение, запись. |
|
Место хранения материалов
— Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства имени И. Д. Самойлова;
— Музейный комплекс имени И. Я. Словцова;
— Ялуторовский музейный комплекс;
— Успенский краеведческий музей им. Г. Я. Сотникова;
— Исетский народный краеведческий музей им. А. Л. Емельянова;
— Частный музей истории крестьянского быта в д. Насекина;
— Мастерская — музей Быковой В.И.;
— Музей отеля «Восток»;
— Бердюжский Историко-краеведческий музей. |
|
Предметы, связанные с описанием объекта
Инструменты и материалы для росписи: деревянные заготовки, ступка, курант-пестик, краскотерка, кисти (круглые, плоские прямые, плоские косые, гусиные перья, заячьи лапки, хвосты белок), масляные краски. |
|
Сведения о технике исполнения/технологии изготовления
В тюменской (кармацкой) росписи по дереву используются графические и живописные элементы. Графические элементы (капелька, травинка, тычок, завиток) используют во многих росписях.
Особенность техники тюменской (кармацкой) росписи по дереву при написании живописных элементов — двухцветный мазок. На плоскую прямую или плоскую скошенную («косую») кисть одновременно берутся две краски: например, на «пяточку» темную, на «носик» — светлую.
1. Первый вариант. После набора краски на плоскую кисть, где основная часть краски одного цвета и только кончик другого цвета, сразу приступают к расписыванию предмета.
2. Второй вариант. После набора краски делается «растяжка» -краски смешиваются на палитре так, чтобы цвета плавно переходили друг в друга и только после этого можно начинать расписывать.
Термин «Разбел» означает, что белила брали на край кисти, предварительно обмакнутой в краску другого, основного, цвета. Кистью проводили таким образом, чтобы белила шли по внешнему краю мотива. Благодаря постепенному переходу к белилам, чистые, не всегда гармонизированные цвета смягчались, итак, происходило объединение живописной поверхности.
Термин «Разживка» — появился в процессе развития росписи и означает набор разных, контрастных красок на кисть, в процессе выполнения росписи получались живописные элементы.
Термин «Надерга», «Надергать в серединку» — наносили красное пятно, потом по его краю белый цвет кромкой кисти. Вокруг подмалевка могли быть коричневые зубцы, а в середине одновременно белой и красной красками делали несколько радиальных мазков.
Термин «Агашка» — полулессировочный кистевой мазок, в котором сквозь утончающийся красочный слой проглядывает цвет фона.
При написании цветов, листья, бутоны используются живописные элементы «Ягодка», «Шиповинка», «Змейка», «Запятая».
Приписки, травки, оживки — это графические элементы, позволяющие связать в единую композицию отдельные элементы, разбивая четкие контуры форм, повышая орнаментальность мотивов и связывая их с фоном.
В тюменской росписи встречаются работы, написанные пальцами, но самые интересные — с использованием плоских кистей.
При выполнении росписи важна правильная постановка руки: четкая фиксация локтя и полная свобода движения кисти и пальцев. Это позволяет за одно движение кисти проводить пластичные мазки различных форм.
Кисть держат вертикально тремя пальцами чуть выше металлического патрона, слегка прокатывая черенок в пальцах, например, при писании элемента «Ягодка» или нажимая и расплющивая, а потом поднимая, например при написании элемента «Шиповинка».
Тюменскую роспись выполняют без предварительного нанесения контуров элементов росписи, а пишут от пятна- подмалевка на глаз.
Построение композиций основывается на системе модулей, каковыми являются естественные мерительные инструменты маляра — кисть руки (ее ширина), палец (его толщина). Они тесно связаны с модулями крестьянского жилища и традиционной утвари (пядь, локоть). Типичное соотношение элементов цветок — лист — ягодка равно 1:2/3:1/4. Такое построение дает типичную для народного искусства крепость форм и пропорциональных членений, изменение соотношений ведет к забитости, либо облегченности композиций.
После предварительного определения размера мотивов и композиций делали подмалевок основных пятен — цветов, бутонов, листьев, последовательно, от более крупных к мелким. Затем производили их моделировку, во время которой одни, в соответствии с замыслом, превращались в цветы, другие — в бутоны и листья. Моделировку делали белилами, если подмалевок цветной. Если подмалевок светлый, то моделировка делалась темным цветом.
Обмакнув конец кисти в краску нужного цвета и вращая ее вокруг оси округлым мазком, за одно движение преобразовывали подмалевок в ягодку или лепесток цветка. Благодаря этому приему, сохранявшему и развивавшему традиции травных росписей XVII—XVIII веков, получались мягкие переходы от цвета к цвету.
Роспись, как правило, выполняли на ярком цветном или светлом фоне. Из красок наиболее употребительными были сурик, охра, медянка, белила. Поверхность перед росписью грунтовали меловой шпаклевкой, при необходимости затыкая куделью щели, заклеивали тканью, затем ошкуривали и «набивали землю», «наводили глянец», то есть окрашивали фон. Фон окрашивали несколько раз; если расписывали по белой земле, то — четыре: сначала грунтом из белил с твореным мелом, а затем три раза белилами. После каждой окраски сушка длилась одни сутки. Если роспись делали по какому-нибудь другому фону, то было достаточно трехразовой окраски.
Гамма росписи была ограничена несколькими цветами: красным, желтым, синим, зеленым, изредка — темно-коричневым и фиолетовым. Обязательны были белый и черный: первый — для моделировки форм, второй — для приписок, графических элементов». Использовались несколько оттенков краски от темно-коричневого до терракотового для фона. В росписи прялок для фонов использовали темные оттенки синего. |
|
Персоналии
1. Самойлов Иван Данилович- собиратель, хранитель, создатель Нижне-Синячихинского государственного музея-заповедника деревянного зодчества и народного искусства.
2. Барадулин Василий Алексеевич — кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры России. Заведующий сектором, а затем и заместитель директора НИИ художественной промышленности (г. Москва), ведущий специалист по народным промыслам и ремеслам Комитета по культуре Администрации Московской области, методист Центра дополнительного образования и социального развития МОРФ, член территориальных художественно-экспертных советов по ДПИ, промыслам и ремеслам.
3. Быкова Вера Ивановна, Народный мастер СХ РФ с 2006 г. Более 30 лет изучает, восстанавливает и преподаёт тюменскую домовую роспись. В 2006 г., в соавторстве с Барадулиным В.А., написала книгу «Тюменская домовая роспись». Преподавала в Тюменском институте культуры, системе дополнительного образования и женском Ильинском монастыре (учила воспитанниц монастыря росписи). Коллекция работ Быковой с тюменской росписью находится в фондах Музейного комплекса им. И.Я. Словцова, а также в частных коллекциях по всему миру.
4. Нестерова Инна Александровна – руководитель частного Музея истории крестьянского быта в деревне Насекина, а также «Артели тюменских красильщиков». Изучая особенности Тюменской домовой росписи, Инна Александровна составила и опубликовала карту мест, где жили местные красильщики. Эту карту также можно увидеть на выставке «Тюменский цвяточек» в музее истории крестьянского быта в д. Насекина.
5. Отраднова Ольга Александровна — исследователь, создатель цветового веера Тюменской прялочной росписи, художник, мастер, разработавший целый ряд современной продукции с тюменской росписью.
6. Сафронова Надежда Ивановна — художник Победитель конкурса » Славим человека труда», 2020 г., Диплом III степени
7. Еремеева Надежда Валентиновна — художник Победитель конкурса Урал Мастеровой, номинация «Роспись по дереву и металлу», Диплом II степени.
8. Афаунова Татьяна Анатольевна — художник, Победитель конкурса » Славим человека труда», 2020 г., номинация «Роспись по дереву», Диплом I степени. |
|
Коллективы и организации, имеющие отношение к объекту
Мастерская «Артель тюменских красильщиков», руководитель Нестерова Инна Александровна;
Частный музей истории крестьянского быта д. Насекина;
Мастерская-музей Быковой В. И.;
Муниципальное автономное учреждение Тюменского муниципального района «Центр культуры и досуга «Калинка». |
|
Дополнительные материалы
Таблица населенных пунктов, где проживали красильщики
Таблица областей, районов, населенных пунктов, где работали тюменские красильщики
Приложение 1. Информация о носителях традиции красильщиков
Приложение 2. Методическое пособие «Тюменская роспись»
Приложение 3. Семантика тюменской росписи
Диссертация В.А. Барадулина
Книга «Тюменская роспись»
Экспертное заключение |
|
Мультимедиа
Фотоматериалы
Фильм «Счастье расписное» |
|