Борьба — один из важных компонентов состязательно-прикладной культуры русских Урала и Сибири, особенно Тюменской области.

Борьба на опоясках – состязание, в котором соперники пересиливали один другого с помощью обоюдного захвата за опояску, рывков, бросков с падением, и — перекатов, удержаний, в борьбе лежа. Опояска – длинный пояс, который надевали через плечо, скручивали на боку, оборачивали вокруг талии. Она обеспечивала уверенный захват, формировала технику и узнаваемый стиль борьбы. Борцы брались за лямку в районе плеча, и за скрутку на боку.

К борьбе готовились все, в том числе охрана порядка и — организаторы — ярморочные комитеты, купцы, зажиточные крестьяне, председатель колхоз, партработники.

События начинались с общего сбора жителей и гостей деревни на известном всем месте. Состязания начинали маленькие дети трёх пяти лет, чаще без опояски – они полагались только взрослым. Постепенно их сменяли более взрослые, потом — подростки, юноши, молодые мужики, отцы семейств, деды. Основное соперничество шло среди молодых и сильных, боровшихся на победителя, без весовых категорий.

Случались поединки мужчин с женщинами — мощными мужеподобными, или ловкими женственными.

В борьбе учитывалось разделение по возрасту, и не учитывались весовые категории, поэтому разница в весе могла быть значительной.

В массовом состязании партия на партию — выявляли общего победителя. Проигравший соперник уходил, выигравший — оставался в кругу бороться со следующим, из партии противников. Соперничество шло до тех пор, пока не оставался последний борец, на которого уже никто не выходил.

Кто отпускал захват от опояски, считался проигравшим. В общем состязании правила были одни для всех, в частных парных — по уговору.

Проигравшая сторона накрывала стол победителям. Общего победителя чествовали словами, подарками, угощениями, возили по деревне, и торжественно провожали, а после — во всём оказывали почёт и уважение. За жизнью выдающихся борцов следили, слагали истории и легенды, передавали из уст в уста.

Первые сообщения об объекте относятся к I-ой половине ХIХ века. Тюменский купец Н.М. Чукмалдин отмечал эту игру в свои детские годы в д. Кулаково, и как праздничную борьбу под опояски в соседней д. Каменка. Его воспоминания приходятся на 1830-60-е. годы.

Объект — борьба на опоясках русских старожилов Тюменской области представляет собой уникальную целостную систему с правилами, названиями, организацией, местами и временем сборов, призами, закладами, методами обучения. Для нас — потомков, борьба является важным наследием, восстанавливающим связь поколений. Ценность — ориентация на сохранение и развитие мужской состязательной традиции, воспроизводство сложившихся правил, норм и устоев.

1 сентября 2022 года борьба на опоясках русских старожилов Тюменской области внесена в реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Тюменской области.

Чтобы узнать больше перейди по ссылке https://admtyumen.ru/ogv_ru/society/culture/object_nO..
https://vk.com/video-119640448_456239020

#80летТюменскойобласти #Краеведение #МузейВикулово #КультурадляШкольников


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *